Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Закупка лома, черных и цветных металлов

13.06.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 № 766 утверждены:

  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов;
  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома чёрных металлов.

Под заготовкой понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и его транспортировка грузовым автомобильным транспортом; под переработкой – процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов; под реализацией – продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. 

Таким образом, реализовывать металлолом могут лишь те организации, которые имеют лицензию. Это установлено в пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

Если организация реализует лом без лицензии, то её могут оштрафовать на сумму от 40 000 до 50 000 руб., а также конфисковать всю продукцию, которой фирма торгует без лицензии (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Сделка юридического лица, не имеющего обязательной лицензии, может быть признана судом недействительной согласно ст. 173 ГК РФ.

Необходимо также соблюдение условий ст. 252 НК РФ: указанные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. 

Согласно ст. 252 НК РФ для подтверждения такого расхода достаточно иметь первичные учётные документы, которые должны быть оформлены в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством (ст. ст. 313, 252 НК РФ).

Налоговый Кодекс напрямую не содержит запрета на совершение операций при отсутствии у контрагента лицензии на определенный вид деятельности.

Однако не исключено, что эту позицию Вашей Организации придётся доказывать в суде. 

Судебная практика неоднозначна. 

Например, согласно Постановлению  ФАС Поволжского округа от 16.06.2011 г. по делу № А55-13458/2010 тот факт, что заказчик не проверил сведения о лицензиях подрядчика на сайте Федерального лицензионного центра при Росстрое, не может быть основанием для отказа заказчику в вычете НДС и уменьшении налогооблагаемой прибыли на стоимость выполненных работ, подтверждённых документально.

Суд установил, что понесённые обществом расходы по оплате работ документально подтверждены, содержащиеся в них сведения достоверны, в учёте налогоплательщика отражены верно, все хозяйственные операции по оплате оказанных обществу услуг связаны с осуществлением им предпринимательской деятельности и направлены на получение прибыли.

Таким образом, доначисленная налоговой инспекцией по результатам проверки сумма налога на прибыль не соответствует действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются на основании всех положений гл. 25 НК РФ.

Некоторые суды указывают, что отсутствие у подрядчиков лицензии достоверно не свидетельствует о фиктивности произведённых хозяйственных операций (ФАС Дальневосточного округа, ФАС Московского округа, ФАС Восточно-Сибирского округа, Восьмой арбитражный апелляционный суд).

Однако, исходя из арбитражной практики, можно назвать три распространённых основания, при наличии хотя бы одного из которых суды могут прийти к выводу о том, что при выборе контрагента налогоплательщик действовал неосмотрительно и получил необоснованную налоговую выгоду.

Во-первых, об осмотрительности не может быть и речи, если сделка заключена с контрагентом, который не зарегистрирован в ЕГРЮЛ, ликвидирован к моменту подписания договора или указал несуществующий ИНН (Постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 17649/10, от 19.04.2011 № 17648/10, от 01.02.2011 № 10230/10 и от 27.07.2010 № 505/10).

Во-вторых, серьезные сомнения в наличии осмотрительности возникают у судов, если договор от имени контрагента подписан явно неуполномоченным лицом. Например, если гражданин, будто бы подписавший договор, к моменту его заключения умер или уже не являлся его генеральным директором (Определения ВАС РФ от 06.12.2010 № ВАС-16471/10, от 08.10.2010 № ВАС-13048/10 и от 12.08.2010 № ВАС-10565/10).

В-третьих, о недостаточной осмотрительности говорит отсутствие у контрагента лицензии, разрешений, аккредитации или членства в саморегулируемых организациях (СРО), если таковые обязательны. 

Примеры судебных решений – Постановления ФАС Северо-Кавказского от 24.06.2011 по делу № А53-18544/2010, Восточно-Сибирского от 10.02.2011 по делу № А78-928/2010 и Поволжского от 17.07.2008 по делу № А55-16398/2007 округов.

Таким образом, по нашему мнению, спор с налоговой инспекцией возможно решить лишь в судебном порядке.

В то же время обращаем Ваше внимание на то, что  реализация лома цветных и (или) чёрных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 766  от 14.12.2006 г. не лицензируется.

Следует отметить, что подобной точки зрения придерживаются как контролирующие органы, так и арбитражные суды при разрешении споров.

Например, в Письме ФНС России № 03-1-03/1562@  налоговики, отвечая на письменный запрос хозяйствующего субъекта, сослались на Письмо Минпромэнерго России от 22.12.2005 № ИМ-1738/05.

В нём указано, что для осуществления реализации лома цветных и чёрных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (если они не осуществляют заготовку (закупку) лома цветных и чёрных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также оптовую реализацию лома чёрных металлов, не осуществляют хранение лома чёрных металлов, его переработку, передачу на хранение и (или) переработку третьим лицам), получение лицензии не требуется.

Необходимо также остановиться на порядке налогообложения НДС по указанным операциям.

Если организация реализует лом чёрных и (или) цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии (Письмо ФНС России от 16.08.2006 № 03-1-03/1562@ «О налоге на добавленную стоимость»).

При этом чиновники отмечают, что основанием для применения освобождения в рассматриваемой ситуации являются первичные учётные документы, подтверждающие факт образования лома и отходов чёрных и цветных металлов в процессе собственного производства. 

Также налоговики утверждают, что льготой налогоплательщик может воспользоваться только при выполнении требований п. 4 ст. 149 НК РФ  (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 28.04.2006 № 19-11/35889).

Напомним, в соответствии с данной нормой в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учёт таких операций.

Аналогичной позиции придерживаются и судебные инстанции.

В качестве примера приведём Постановление ФАС МО от 08.06.2009 № КА-А40/4842-09, в котором рассмотрена следующая ситуация.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС налоговики частично отказали организации в возмещении налога. 

Основанием для этого послужили доводы налогового органа о неподтверждении факта реализации лома и отходов чёрных (цветных) металлов в процессе собственного производства в связи с отсутствием актов списания материалов, металлоконструкций, демонтирования оборудования и другого имущества, непригодного к дальнейшему использованию, а также о том, что налогоплательщик в нарушение п. 6 ст. 149 НК РФ и Закона о лицензировании отдельных видов деятельности не представил лицензию на осуществление деятельности по реализации лома и отходов чёрных и цветных металлов.

Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. 

Суды пришли к выводу о том, что реализуемый налогоплательщиком лом чёрных и цветных металлов был получен в процессе собственного производства.

Доказательств того, что филиалы приобретали лом, переданный организации, у конкретных юридических или физических лиц, а не получали его в процессе собственного производства, налоговым органом не представлено, что также не нашло отражения ни в акте налоговой проверки, ни в принятом инспекцией решении.

При таких обстоятельствах ФАС МО пришёл к выводу, что сумма реализации лома и отходов чёрных и цветных металлов в размере 15,9 млн руб. по филиалу организации правомерно заявлена как освобождаемая от налогообложения на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В пользу налогоплательщика был разрешён спор и в Постановлении ФАС ЗСО от 16.03.2009 № Ф04-1529/2009(2358-А45-49).

Частично удовлетворяя требования налогоплательщика, суд признал недействительным решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части недоимки по налогу на добавленную стоимость.

 При этом арбитры отклонили довод о необходимости применения п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, согласно которому в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включены заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, а такие лицензии отсутствовали. 

Как указал суд, общество реализовывало без лицензии лом цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, что допускается действующим законодательством.

Определением ВАС РФ от 22.07.2009 № ВАС-8499/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

В Постановлении ФАС УО от 09.04.2008 № Ф09-2235/08-С2 арбитры пришли к выводу, что положения п. 6 ст. 149 НК РФ не распространяются на операции, не подлежащие лицензированию.

С учётом вышеизложенного, по нашему мнению, если Вы закупаете лом  чёрных и цветных металлов, образовавшийся у Вашего поставщика  в процессе собственного производства,  Вы можете учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли.

 

Руководитель

Консультационного отдела                                                              Левенец Н.В.

 

 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации