Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Предусмотрена ли ответственность за не проведение отрытого конкурса для организаций, обязанных проводить открытый конкурс по выбору аудиторской организации согласно ч.4 с.5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»?

07.05.2014
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон об аудите) установлено, в каких случаях проведение аудита является обязательным. Так в соответствии с ч.1 ст. 5 указанного Закона обязательный аудит проводится в следующих случаях:
 
  • Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (ОАО);
  • Ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов);
  • Организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения);
  • Организация является:
- кредитной организацией;
- бюро кредитных историй;
-организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг;
- страховой организацией;
- клиринговой организацией;
- обществом взаимного страхования;
- организатором торговли;
- негосударственным пенсионным или иным фондом;
- акционерным инвестиционным фондом;
- управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов). Обязательный аудит указанных организаций проводится только аудиторской организацией;

В иных случаях, т.е. в отношении организаций, обязательность проведения аудиторской проверки которых установлена федеральными законами:

  • некоммерческие саморегулируемые организации;
  • Банк России;
  • агентства по страхованию вкладов;
  • государственные корпорации;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия);
  • застройщики;
  • жилищные накопительные и кредитные потребительские кооперативы и т.д.
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральные законы от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и др.

В ч.4 ст.5 Закона об аудите установлено, что для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия между указанными организациями и индивидуальным аудитором/аудиторской организацией заключается договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом индивидуальный аудитор/аудиторская организация, с которой заключается договор, определяется путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Открытый конкурс на выбор аудиторской организации проводится не реже чем один раз в пять лет, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Под открытым конкурсом в соответствии с  Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о закупках) понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.48 Закона о закупках). В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о закупках при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения исполнителей. Открытый  конкурс представляет собой один из  таких конкурентных способов (ч.2 ст.24 Закона о закупках). Поэтому в случае не соблюдения заказчиком требования о проведении открытого конкурса, по нашему мнению, будут нарушаться не только положения ч.4 ст.5 Закона об аудите, но и пп.8, 10 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции). При этом в соответствии со ст. 107 № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность).

Таким образом, если организация является организацией в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, либо государственной корпорацией, государственной компанией, государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, то согласно ч.4 ст.5 Закона об аудите проведение открытого конкурса для определения аудиторской организации является обязательным. В случае неисполнения предусмотренной законом обязанности на организации может быть возложена ответственность, предусмотренная ст.7.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)». Согласно ч.1 указанной статьи  принятие решения о способе определения исполнителя, в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного исполнителя, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

В том случае если заказчиком было принято решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, учитывая, что открытый конкурс – это конкурентный способ определения исполнителя, то в случае его не проведения, нарушается и Закон о защите конкуренции, а значит, заказчик может понести ответственность по ст.14.9 КоАП РФ «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления». Согласно указанной статье действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Для остальных организаций, которые не поименованы в ч.4 ст.5 Закона об аудите, обязанность проводить открытый конкурс по выбору аудиторской организации не предусмотрена, как следствие - на них не возлагается и ответственность за его не проведение.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации