Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

29.08.2013
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

И. Ю. Ким,
  налоговый консультант  «Что делать Аудит»

Привлекать  иностранных граждан к работе на территории России могут организации,  индивидуальные предприниматели, физические лица. При этом необходимо соблюдать  правила миграционного законодательства, поскольку штрафные санкции за их  нарушение довольно существенны.

Согласно Федеральному  закону от 25.07.02 № 115-ФЗ "О правовом  положении иностранных граждан в Российской Федерации"  всех иностранцев, находящихся на территории  России, можно разделить на три категории:   временно пребывающих в Российскую Федерацию,  временно проживающих и постоянно проживающих  в Российской Федерации.
  Иностранный  гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту  пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Законом  № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Порядок оформления на работу иностранного гражданина  напрямую зависит от  его статуса. В частности,  перед тем, как принять его на работу, необходимо разобраться в следующих  вопросах:

     
  • следует  ли  получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
  •  
  • нужно ли ходатайствовать о приглашении на въезд в  Российскую Федерацию иностранца;
  •  
  • можно ли принять иностранца на работу, если у него  нет соответствующего разрешения, или же наличие такого документа при  трудоустройстве обязательно;
  •  
  • уведомлять ли органы власти о прибытии  иностранного гражданина к месту работы в Российской Федерации, заключении с ним  трудового или гражданско-правового договора и др.;
  •  
  • существуют  ли ограничения по использованию иностранных работников в хозяйственной  деятельности (по количеству, в зависимости от их квалификации и т. п.).

На иностранного  гражданина распространяются нормы трудового права, а следовательно, с ним можно  заключать как трудовые, так и гражданско-правовые договоры. В первом случае для  иностранца юридическое (физическое) лицо будет выступать в качестве  работодателя, во втором – в качестве заказчика работ (услуг).
  Если иностранный гражданин зарегистрирован в  Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя для  осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического  лица, он может получить разрешение на работу.
  Работодателю, имеющему в штате иностранцев, следует  соблюдать особые правила, установленные российским законодательством.
  Несоблюдение порядка трудоустройства иностранных  работников грозит работодателям   следующими штрафами (табл. 1):

 

Таблица 1

                                                                                                       

Вид нарушения    

Граждане    

Должностные
    лица   

Юридические лица

                     

Привлечение к труду   
иностранца, не имеющего
разрешения на работу - 
п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ   

От 2 до 5   тыс. руб.     

От 25 до 50 тыс.  руб.

От 250 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 

 

Допуск иностранцев к работе без получения разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников - п. 2 ст. 18.15 КоАП РФ             

От 2 до 5   тыс. руб.       

 От 25 до 50
тыс. руб.

От 250 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 

 

Неуведомление террито-
риального органа ФМС, органа службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в России иностранца, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом - п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ                  

От 2 до 5   тыс. руб.     

 От 35 до 50
тыс. руб.

  От 400 до 800 тыс. руб. либо административное  приостановление деятельности на срок до 90 суток 

 

 

 


Согласно  п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ под  привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного  гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к  выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного  гражданина или лица без гражданства.
  Привлечение к трудовой деятельности каждого  иностранного гражданина или лица без гражданства является самостоятельным  правонарушением.  Другими словами, если  привлечены к работе несколько иностранцев, то санкции будут применяться за  каждого такого сотрудника.
  Получать работодателю разрешение на привлечение и  использование иностранных работников  не  требуется,  если на работу принимается  иностранец из «безвизовой страны». Однако при этом у таких работников должно  быть разрешение на работу.
  Административная ответственность за нарушение  правил привлечения иностранцев к работе в торговле (на торговых объектах и в  торговых комплексах) установлена ст. 18.16 КоАП РФ (табл. 2).
 

Таблица  2

                                                                           

Вид нарушения    

Граждане    

Должностные
    лица   

Юридические лица

                       

Нарушение правил привлечения иностранцев к
работе в торговле (на торговых объектах и в 
торговых комплексах) - п. 1 ст. 18.16 КоАП РФ  
                

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,    - от 350 до 800 тыс. руб. либо административное  приостановление  деятельности на срок до 90 суток

От 45 до 50
тыс. руб.

От 450 до 800  
тыс. руб. либо  административное приостановление  деятельности на срок до 90 суток 

 

Предоставление торгового помещения или торговых мест на территории торгового объекта другим юридическим лицам или ИП, не имеющим разреение на привлечение и использование труда иностранцев, но фактически используют их труд, либо привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом - п. 2 ст. 18.16 КоАП Р

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 350 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

 

От 45 до 50 тыс. руб.

 

От 450 до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 


Во избежание ответственности, предусмотренной  п. 2 ст. 18.16 КоАП РФ, арендодателю,   прежде чем сдавать помещения в аренду лицам, у которых трудятся  работники-иностранцы, необходимо проверить наличие у арендатора всех  разрешительных документов.

Правительство РФ ежегодно устанавливает  предельно допустимые доли иностранных работников, задействованных  работодателями в различных сферах экономики.
  Ограничения  на привлечение иностранных работников вводятся по видам деятельности в  соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности  (ОК 029-2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.01 №  454-ст.
  Так, в 2013  г. запрещено использовать труд иностранцев (п. 1 постановления Правительства РФ  от 01.12.12 № 1243):

     
  • в  розничной торговле фармацевтическими товарами (код 52.31);
  •  
  • в  розничной торговле в палатках и на рынках (код 52.62);
  •  
  • в прочей  розничной торговле вне магазинов (код 52.63).

Использовать  труд иностранцев в размере 25% общей численности работников можно в следующих  сферах:

 
       
  • в  розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1);
  •    
  • в прочей  деятельности в области спорта (код 92.62).
  Следует  учитывать, что заменить административный штраф   на административное приостановление деятельности, вероятнее всего, не  удастся (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.11 №  А33-6218/2011,  Московского округа от  08.11.12 № А40-51950/12-92-481,  Северо-Кавказского округа от 18.06.12 № А53-26584/2011, Северо-Западного  округа от 29.07.11 № А21-9646/2010).
      Административное приостановление деятельности  назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид  административного наказания не может достичь цели административного наказания  (ст. 3.12 КоАП РФ).
      Кроме того, приостановление применяется в  исключительных случаях, когда есть реальная угроза жизни или здоровью людей и  штраф уже не поможет исправить ситуацию (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
      Отсутствие  у мигранта разрешения на работу или несообщение ФМС о его найме не будет  являться тем исключительным случаем (постановление  Президиума ВАС РФ от 27.11.12 № 8651/12).
      В отдельных случаях можно избежать наказания,  предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку данная  статья предусматривает ответственность за  неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.
      Таким образом, если иностранный гражданин въехал на  территорию государства и находится в нем на законных основаниях, то он может  быть принят на работу в России.
      Согласно действующему законодательству законными  основаниями являются:  действительный вид  на жительство;  разрешение на временное  проживание;  виза и (или) миграционная  карта, дающая ему право на временное пребывание в России;  иные предусмотренные федеральным законом или  международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России и соответствующие  документы, дающие ему право осуществлять трудовую деятельность на территории нашей  страны.
      Отметим,  что срок давности привлечения к ответственности за нарушения, связанные с  нелегальной миграцией, составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).                     
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации