Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Отражение операций по созданию, модификации программного обеспечения

02.07.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1296 Гражданского кодекса РФ в  случае, когда программное обеспечение создано по договору, предметом которого было его  создание (по заказу), исключительное право на такую программу принадлежит заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное. 

В Вашем случае исключительное право на программное обеспечение принадлежит  заказчику (ГУП «Мосгаз»).

Расходы Вашей организации по выполнение заказа  являются расходами по обычным видам деятельности согласно Положению по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждённому Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, как расходы, связанные с выполнением работ (п. 5 ПБУ 10/99).

Учёт затрат Вашей  организации организуется согласно позаказному методу. 

Объектом учёта и калькулирования является отдельный договор на изготовление продукции.

Прямые затраты включаются в себестоимость работы на основании первичной документации, составленной с  указанием номера заказа.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённым Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, прямые затраты по выполнению заказа отражаются по дебету счета 20 «Основное производство».

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы формируют накладные расходы, которые ежемесячно распределяются между договорами на создание программного обеспечения в порядке, принятом в учётной политике организации. 

В Вашем случае указанные расходы распределяются пропорционально неоплаченной выручке по отдельным договорам  в общей сумме заключённых договоров.

Например,  стоимость работ по первому договору составляет 400 000 руб., из них оплачено 200 000 руб., по второму договору – общая стоимость 600 000 руб., из них оплачено 150 000 руб. 

Сумма общехозяйственных расходов за месяц  – 50 000 руб.

Удельный вес оставшейся договорной стоимости  по первому договору  в отчётном месяце в процентах составляет 31% (200 000 руб. / (200 000 руб. + 450 000 руб.) х 100 %), по второму договору – 69 %  (450 000 руб. / (200 000 + 450 000 руб.) х 100 %).

Таким образом,  общехозяйственные расходы за месяц распределяются следующим образом: по первому договору – 15 500 руб. (50 000 х 31% / 100 %), по второму – 34 500 руб. (50 000 х 69 % / 100 %). 

Полученные доходы за выполненные работы организация уменьшает на величину произведённых расходов, удовлетворяющих требованиям, указанным в ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном ст. ст. 318, 319 НК РФ.

Налогоплательщикам, чья деятельность связана с оказанием услуг, можно обойтись без распределения прямых расходов, так как, согласно п. 2 ст. 318 НК РФ, эти налогоплательщики вправе относить всю сумму прямых затрат отчётного (налогового) периода на уменьшение доходов отчётного (налогового) периода (Письмо Минфина России от 15.06.2011 № 03-03-06/1/348).

Однако в данном случае производится продукция, а не услуги, поэтому придётся распределять произведённые затраты на остатки НЗП. 

Под незавершённым производством в налоговом учёте понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех стадий обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом (ст. 319 НК РФ).

В состав НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги, остатки невыполненных заказов, а также остатки полуфабрикатов собственного производства.

Таким образом, Ваша организация в своей налоговой политике должна указать состав документов, которые будут использоваться для этих целей.

В качестве первичных учётных документов в налоговом учёте могут выступать копии первичных документов, используемые в бухгалтерском учёте (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.04.2006 № 20-12/35854@).

Для оценки НЗП организация может применять те же документы по учёту и движению сырья, материалов и готовой продукции, что и в бухгалтерском учёте.

Косвенные расходы, осуществлённые в отчётном (налоговом) периоде, в полном объёме признаются расходами отчётного (налогового) периода, а прямые расходы уменьшают доходы отчётного (налогового) периода лишь в той части, в которой они учтены в стоимости реализованной продукции (работ, услуг) в соответствии с порядком, установленным ст. 319 НК РФ (Письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/382). 

Статья 318 НК РФ рекомендует налогоплательщикам в качестве прямых расходов признавать:

  • материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции и (или) образующих её основу либо являющихся необходимым компонентом при её производстве;
  • расходы на оплату труда основного персонала, участвующего в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Налогоплательщику предоставлено право устанавливать свой состав прямых расходов исходя из специфики своей деятельности, на что указывает абз. 10 п. 1 данной статьи (Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/1/79).

При этом Минфин России не запрещает устанавливать и минимальный состав прямых расходов (Письмо от 11.11.2008 № 03-03-06/1/621).

Единственное, чего при этом требует закон, так это закрепить используемый состав прямых расходов в налоговой политике (Письмо Минфина России от 25.05.2010 № 03-03-06/2/101).

Пункт 1 ст. 319 НК РФ позволяет налогоплательщику самостоятельно определять порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) (Письмо Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/1/79).

При этом  НК РФ устанавливает ряд требований к налогоплательщику:

  • распределение прямых расходов должно производиться организацией с учётом соответствия осуществлённых расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам);
  • порядок распределения прямых расходов нужно закрепить в налоговой политике, причем он должен применяться организацией как минимум в течение двух налоговых периодов;
  • если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то налогоплательщик вправе использовать свой механизм распределения прямых расходов, основанный на экономически обоснованных показателях. Этот механизм распределения также нужно закрепить в налоговой политике.

Прямые расходы, которые в соответствии с принятым организацией порядком распределения будут относиться к «незавершёнке», и представляют собой налоговую стоимость НЗП.

Как следует из абз. 6 п. 1 ст. 319 НК РФ, стоимость НЗП на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца.

 При окончании налогового периода сумма остатков НЗП на конец налогового периода включается в состав прямых расходов следующего налогового периода в том же порядке.

Такие правила оценки НЗП установлены Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ и действуют с 1 января 2006 г.

До этого момента редакция ст. 319 НК РФ предлагала налогоплательщикам в зависимости от вида осуществляемой деятельности несколько возможных вариантов распределения прямых расходов. Так:

  1. налогоплательщики, занятые обработкой и переработкой сырья, сумму прямых расходов должны были распределять на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в количественном выражении), за минусом технологических потерь. Под сырьём в данном случае понимается материал, используемый в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки превращается в готовую продукцию;
  2. налогоплательщики, занятые выполнением работ (оказанием услуг), сумму прямых расходов должны были распределять на остатки НЗП пропорционально доле незавершённых (или завершённых, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объёме выполненных в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  3. прочие налогоплательщики сумму прямых расходов должны были распределять на остатки НЗП пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) себестоимости продукции.

Сейчас ст. 319 НК РФ не предлагает указанных алгоритмов расчёта, то есть они могут применяться и сегодня при условии, что механизм распределения прямых расходов закреплён налогоплательщиком в налоговой политике и он намерен его применять не менее двух лет.

В Вашем случае оценивать НЗП предпочтительнее по третьему варианту.

В этом случае в налоговой политике следует указать, из какой стоимости определяется пропорция: из нормативной, плановой, сметной или иной.

Приведём пример на условных цифрах:

  • Дт 20   Кт  70 –  80 000 руб. – начислена заработная плата разработчикам ПО на основании расчётно-платёжной  ведомости;
  • Дт 20    Кт  69 – 24 000 руб. –  начислены страховые взносы  на з/п сотрудникам       на основании бухгалтерской справки;
  • Дт 20    Кт  02    –   10 000 руб. – начислена амортизация по произв. оборудованию на основании бухгалтерской справки;
  • Дт 90    Кт 26     –    50 000 руб. – списаны общехозяйственные расходы помесячно на основании бухгалтерской справки;
  • Дт 43 Кт 20 – 114 000 руб. – отражена фактическая себестоимость готовой продукции на основании накладной на передачу готовой продукции в места хранения МХ-18. 

В момент реализации ПО  Вы делаете следующие записи:

  • Дт 62    Кт 90   –      200 000 руб. – отражена реализация программного продукта (накладная на отпуск готовой продукции);
  • Дт 90    Кт 68   –        30 508 50 руб. – выделен НДС  (счёт-фактура); 
  • Дт 90-2 Кт 43   –    114 000 руб. – списаны  расходы по обычным видам деятельности на основании бухгалтерской справки.

Вам необходимо внести соответствующие изменения в учётную политику в связи с разработкой новых способов ведения учёта.  

 

Консультант – Зинина Ирина Евгеньевна

 

Руководитель

Консультационного отдела                                                          Левенец Н.В.

 

 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации