Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Критерии крупнейшего налогоплательщика

20.04.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Вопрос:

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам.
Возможность написания письма в налоговую инспекцию о том, что в связи с завершением проекта организация не будет удовлетворять критериям крупнейшего налогоплательщика.

Ответ:

Пунктом 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учёт в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. При этом Минфин России вправе определять особенности постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков.
Приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@» установлены Критерии отнесения организаций-юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее – Критерии). 
Согласно Критериям в целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчётный год из бухгалтерской и налоговой отчётности организации;
  • взаимозависимость между организациями.

В соответствии с п. 7 разд. I Критериев организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трёх лет, не считая последнего отчётного года, и сохраняет данный статус в течение трёх лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
В силу п. 5 разд. I Критериев к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых имеется хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности:

  • суммарный объём начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчётности в пределах от 75 млн до 1 млрд руб. включительно;
  • суммарный объём доходов, отражённых в форме № 2 (коды показателя 010, 060, 080, 090 и 120), в пределах от 2 млрд до 20 млрд руб. включительно;
  • активы в пределах от 2 млрд до 20 млрд руб. включительно.

Особенности постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н (далее – Особенности постановки на учёт) в пределах компетенции Минфина России, предусмотренной п. 1 ст. 83 НК РФ.

Согласно п. 1 Особенностей постановки на учёт постановка на учёт крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесён налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 Особенностей постановки на учёт определено, что процедура постановки на учёт крупнейшего налогоплательщика в указанной инспекции начинается с запроса межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам у инспекции ФНС России, в которой крупнейший налогоплательщик состоит на учёте по месту своего нахождения, заверенных в установленном порядке копий документов, содержащихся в учётном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов.
В соответствии с п. 3 Особенностей постановки на учёт инспекция ФНС России по месту нахождения организации направляет запрашиваемые документы в соответствующую межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после получения запроса.

Из п. 4 Особенностей постановки на учёт следует, что межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трёхдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учёт в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, решение вопроса об отнесении юридического лица к крупнейшим налогоплательщикам и о постановке его на учёт входит в компетенцию межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и процедура постановки на учёт крупнейших налогоплательщиков осуществляется без участия налогоплательщика.
Минфин России в Письме от 04.05.2008 № 03-02-07/1-169 указал, что организация приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента её постановки на учёт в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения от налогового органа соответствующего уведомления.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 № 438-О, из положений пункта 1 статьи 83 НК РФ следует, что осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к «крупнейшим налогоплательщикам», находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учёт в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков.

Как уже было указано, организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трёх лет, не считая последнего отчётного года, и сохраняет данный статус в течение трёх лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.
Даже судебные решения поддерживают данную точку зрения.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа рассмотрена ситуация, когда налогоплательщик обратился в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о снятии его с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика в связи с тем, что он не удовлетворяет установленным критериям.

Суд указал, что на момент направления обществом в налоговые органы заявления от 04.04.2008 № 1099 о снятии его с учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также на момент рассмотрения указанного заявления налоговыми органами, заявитель соответствовал установленным критериям отнесения организаций.
Кроме того, согласно пункту 7 Приказа ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трёх лет, не считая последнего отчётного года, и сохраняет данный статус в течение трёх лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. Таким образом, соответствующий налоговый орган вправе учитывать в течение трёх лет в качестве крупнейшего даже того налогоплательщика, который перестал удовлетворять установленным критериям. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2009 по делу № А05-5532/2008.)

Таким образом, если Вы на данный момент соответствуете показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трёх лет, ФНС имеет право поставить Вас на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика и снять с учёта сможет не ранее, чем через три года.
Статус крупнейшего налогоплательщика организация утрачивает с момента снятия её с учёта в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения от налогового органа соответствующего уведомления.


Левенец Н.В.
 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации