Заполните форму






CAPTCHA

Как учитывать НДС по договорам транспортной экспедиции Расчеты с бюджетом

22.11.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
"Аудиторские ведомости", 2011, N 9 Н.В.Левенец Эксперт компании Первого Дома Консалтинга "Что делать Консалт" 25.01.2012

Вопрос:

Организация оказывает услуги по перевозке грузов по договорам транспортно-экспедиционного обслуживания, получая вознаграждение в виде разницы между ценой договора и понесенными на его исполнение расходами. С организацией заключен государственный контракт на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Можно ли государственный контракт на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров трактовать как посреднический и вести бухгалтерский и налоговый учет по аналогии с договорами транспортно-экспедиционного обслуживания?

Ответ:

Государственный контракт на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров нельзя трактовать как посреднический и вести бухгалтерский и налоговый учет по аналогии с договором транспортно-экспедиционного обслуживания (т.е. как посреднический) по следующим причинам. Юридическая характеристика основных особенностей договора транспортной экспедиции, позволяющая условно отнести данный вид договоров к числу посреднических, содержится в гл. 41 ГК РФ, а также в Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ). Таким образом, для того чтобы стороны могли применять при работе по государственному контракту на оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров порядок налогообложения, характерный для посреднических договоров, необходимо включить в данный контракт условия, свойственные посредническим договорам.

Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Отдельной строкой в данный Перечень включены услуги сухопутного транспорта, код 6000000 (ОКДП ОК 004-93), в частности:

  • услуги автомобильного транспорта (код 6020000);
  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом без расписания (код 6022000).

Деятельность транспортно-экспедиционных агентств имеет код ОКДП 6330000 и включает услуги и работы, связанные с деятельностью экспедиций, организацией перевозок, получением и приемкой груза (а не пассажиров), подготовкой транспортной документации, т.е. не относится к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом.

В НК РФ отсутствует определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров". В то же время п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом регулируется гл. 40 ГК РФ. Согласно ст. 784 перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утвержден Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ, далее - Устав) регулирует отношения, возникающие при оказании транспортных услуг, особенности заключения договоров, права и обязанности сторон.

Правилами перевозок пассажиров и багажа (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, далее - Правила) установлены документы, которые следует оформлять при перевозке пассажиров, обязательные реквизиты, требования к существующим видам перевозок. В п. 89 Правил установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со ст. 27 Устава. Согласно п. 1 этой статьи перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, тип транспортного средства (при необходимости - количество), маршрут и место подачи автомобиля, круг лиц для перевозки (определенный или неопределенный), сроки выполнения заказа, размер платы, порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство.

Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства (п. 2 ст. 638 ГК РФ).

Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль доходом по государственному контракту на оказание автотранспортных услуг является цена (без учета НДС), установленная в государственном контракте (а не посредническое вознаграждение), а расходом - арендная плата по договору аренды транспортного средства с экипажем (договору фрахтования), а также другие расходы организации.

Н.В.Левенец

Эксперт компании

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Подписано в печать

29.08.2011

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации