Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Возникновение обособленного подразделения на территории субподрядчика

20.04.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Вопрос:

Строительная организация заключила  генподрядный договор на реконструкцию объекта, находящегося в другом субъекте РФ на срок 7 месяцев.  Работает как Генподрядчик, все СМР осуществляют субподрядчики на основании субподрядных договоров. Сотрудники Генподрядчика (руководитель организации, главный инженер, ИТР) выезжают на место строительства в командировки на срок до 2-х недель для осуществления представительских функций, координации работы субподрядчика, проведения совещаний с представителями Заказчика.
Возникает ли у организации обособленное подразделение и нужно ли его регистрировать?

Ответ:

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Cтатья 11 НК РФ выделяет всего два критерия, при наличии которых обособленное подразделение считается созданным:

  • территориальная обособленность от организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Отсутствие какого-либо из этих критериев не ведет к созданию обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@).
Территориально обособленным следует считать подразделение, которое имеет адрес, отличный от места государственной регистрации организации. Такой вывод можно сделать и из Письма Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Полагаем, что в случае, когда организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанность по постановке на учёт по месту выполнения таких работ не возникает.
На практике установление факта создания стационарного рабочего места вызывает множество вопросов. Обусловлены они отсутствием в НК РФ признаков, чётко определяющих рассматриваемый критерий, и многообразием ситуаций, порождаемых потребностями бизнеса.

Один из критериев наличия стационарного рабочего места признак можно выделить на основании ст. 209 ТК РФ, в которой дано определение рабочего места.
Это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. То есть рабочее место предполагает наличие работника-физического лица, с которым у налогоплательщика заключён трудовой договор и который в этом месте выполняет свои трудовые функции, этим договором предусмотренные. Отметим, что место работы сотрудника является обязательным условием трудового договора.
Чтобы работник мог выполнять свои трудовые функции, работодатель должен оборудовать для него рабочее место, которое работодатель сможет прямо или косвенно контролировать.
В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеет правового значения для постановки на учёт юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А).

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А  суд пришёл к выводу, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка) и срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учёт юрлица по месту нахождения его обособленного подразделения. Руководствуясь данным выводом, суд признал, что в случае направления сотрудников в командировку для осуществления строительно-монтажных работ на территории (стройплощадке) заказчика имеется факт создания стационарных рабочих мест, а следовательно, и наличия обособленного подразделения
Причём сотрудники направлялись в командировку на срок менее одного месяца, но сменяли друг друга в течение длительного периода времени, что стало доказательством создания обособленного подразделения.

То есть, если Вы будете отправлять в командировку в одно и то же место каждые 29 дней нового работника, Вам всё равно надо будет регистрировать там обособленное подразделение. Ведь таким образом Вы только меняете конкретных исполнителей, но работают они на одних и тех же стационарных рабочих местах.
В случае, когда организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанность по постановке на учёт по месту выполнения таких работ не возникает.
При этом, например, судьи говорят, что в пользу отсутствия стационарных рабочих мест будет наличие в договоре положения о том, что создание всех необходимых условий для выполнения подрядных работ возложено на заказчика этих работ (то есть не соблюдается условие о контроле работодателя). (Постановление ФАС СЗО от 15.02.2010 № А05-9705/2009).

Таким образом, необходимость регистрации обособленного подразделения в Вашем случае будет зависеть от того, можно ли признать нахождение Ваших сотрудников на объекте созданием стационарных рабочих мест. Риск такого признания очень велик, если выполняются следующие условия:

  • в общей сложности Ваши сотрудники будут пребывать на объекте более месяца,
  • в месте пребывания созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия и возможен контроль работодателя.

При соблюдении данных условий необходимо зарегистрировать обособленное подразделение либо быть готовыми к ответственности, предусмотренной за неуведомление регистрирующих органов о наличии обособленного подразделения.

(Риск можно снизить, если в договоре Генподряда можно предусмотреть условие о том, что необходимые для выполнения подрядных работ условия обеспечиваются Заказчиком, контроль за выполнением трудовых обязанностей сотрудниками Генподрядчика осуществляет Заказчик).

Напомним, пунктом 1 ст. 116 НК РФ установлено, что нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления (менее 90 дней) о постановке на учёт в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ, влечёт взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Пунктом 2 ст. 116 НК РФ установлено, что нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе на срок более 90 дней влечёт взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Левенец Н.В. 
 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации