Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Применение CMR: перевозка товаров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации при оказании экспедиционных услуг, связанных с международной перевозкой

18.02.2015
Специально для сайта www.audit4dk.ru
Организация, как Экспедитор, занимается международной перевозкой импортных/экспортных грузов. Организация перевозки грузов состоит из двух частей: автоперевозка по территории Российской Федерации (от места отправки до порта Санкт-Петербурга, где пересекает границу РФ) и морская перевозка – международная (от порта Санкт-Петербурга до места доставки груза). Грузоотправитель при отправке груза оформляет международную транспортную накладную (CMR), необходимую для подтверждения экспорта.

Является ли нарушением действующего законодательства тот факт, что организации, как Экспедитор, в качестве документов, подтверждающих автомобильную перевозку по территории РФ, принимает CMR? Если да, то какая ответственность предусмотрена для Экспедитора? Какими нормативными актами это предусмотрено?

Согласно статье 801 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Исходя из Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 № 554, транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 утверждены Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

В связи с тем, что в рамках договора транспортной экспедиции осуществляется перевозка грузов автомобильным транспортом, на него также распространяются  Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее – Правила № 272).

Пунктом 1 Правил № 272 определено, что они устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

При этом, согласно пункту 6 Правил № 273 – перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме, установленной в Приложении № 4 к Правилам № 272.

Пунктом 2 статьи 785 ГК РФ также предусмотрено, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенная в Женеве 19.05.1956 (далее - КДПГ) международной дорожной перевозкой является перевозка грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран.

КДГП применяется ко всякому договору, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран (п. 1 ст. 1 ГДГП).

То есть, международная перевозка является неделимым процессом и при заключении единого договора на перевозку груза, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух различных стран, не может быть рассмотрена как два отдельных элемента: перевозка по территории Российской Федерации и перевозка по территории иностранного государства.

Согласно пункту 1 статьи 2 КДГП, если на части перевозки транспортное средство, содержащее груз, перевозится по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или воздушным транспортом без перегрузки, КДГП применяется ко всей перевозке в целом.

Договор международной дорожной перевозки устанавливается накладной (ст. 4 КДГП). Требования к международной накладной установлены статьями 5 и 6 КДГП.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Аналогичная норма содержится в статье 15 Конституции РФ.

То есть, при осуществлении перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, одной из которых является Российская Федерация, подтверждением заключением договора перевозки груза будет являться составление и заполнение международной транспортной накладной, соответствующей требованиям статей 5 и 6 КДГП.

Необходимо учесть, что сама форма международной накладной КДГП не утверждена.

Минтрансом РФ 27.10.1998 утвержден перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. В данном перечне в качестве международной накладной указана форма CMR. В данном перечне отсутствует в качестве необходимого документа транспортная накладная, установленная Правилами № 272.

Инструкция по заполнению CMR рекомендована Письмом ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006 (далее – Инструкция). Так как в российском законодательстве отсутствует утвержденная форма CMR, то таможенные органы приводят Инструкцию о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной, предложенной Минтрансом Республики Беларусь и доведенной Письмом ФНС РФ от 29.06.2010 
№ ШС-37-3/5424@.

При этом в Инструкции указано, что при отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная по форме согласно приложению к данной Инструкции, а само составление CMR-накладной по данной форме будет являться подтверждением заключения договора международной автомобильной перевозки груза согласно КДПГ.

Таким образом, при осуществлении международных перевозок, в том числе и по территории Российской Федерации наличие международной транспортной накладной по форме CMR, доведенной письмами ФНС РФ от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@ и ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, при отсутствии транспортной накладной, установленной Правилами Перевозки является достаточным и не является нарушением действующего законодательства.

Следовательно, Экспедитор не может быть привлечен к ответственности за оказание экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении по территории Российской Федерации на основании международной транспортной накладной по форме CMR.

Таким образом, при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, перевозка автомобильным транспортом по территории Российской Федерации на основании международной транспортной накладной по форме CMR является законной и не противоречит законодательству.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации