Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры

30.11.2015
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
Согласно абз. 7 п. 1  ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон – N 323-ФЗ) проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязанность по проведению медицинских осмотров возникает у организации и в том случае, если перевозка не является для организации основным видом деятельности (Постановление ФАС Уральского округа от 28.12.2011 N Ф09-8630/11 по делу N А71-4117/2011).

Обеспечить медосмотр водителей и вести учет должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Проведение таких осмотров является требованием охраны труда (ст. 213 ТК РФ).

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров" (далее – Порядок N 835н). Также порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств регламентирован Методическими рекомендациями "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России 29.01.2002 (доведены Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).

Если организация занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то медицинский контроль должен быть не только предрейсовыйм, но и послерейсовыйм (п. 4 ст. 20, п. 3 ст. 23Закона N 196-ФЗ).

Прохождение водителем автомобиля предрейсовых и послерейсовых осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Согласно пп. 2 п. 7 данного документа путевой лист должен содержать следующие сведения:
  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
В соответствии с п. п. 17, 18 указанного Приказа путевые листы регистрируются в журнале и хранятся в организации не менее пяти лет.

К сведению! С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Предрейсовый осмотр водителя проводится перед началом рабочих смен в течение всего периода его работы (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).
Послерейсовые медосмотры проводятся по окончании рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 5 ч. 2 ст. 46 Закона N 323-ФЗ, п. 5 ПорядкаN 835н).

Для проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров работодатель вправе (абз. 5 п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ):
  • привлекать медицинских работников учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организацией и учреждением здравоохранения, имеющей соответствующую лицензию (пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон N 99-ФЗ), п. 1.2, 1.4 Приложения N 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 (далее – Приложение N 2), письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@)). 
  • Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником, как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения (п. 1.6 Приложения N 2);
  • принять на работу медицинского работника, имеющего соответствующий сертификат (п. п. 1.2, 1.4 Приложения N 2).
В случае проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров собственных водителей с помощью штатных медицинских работников, данному работнику необходимо наличие высшего и (или) среднего профессионального образования, а работодателю - лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Не требуется лицензия, если работодателем является организация, входящая в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 8 Порядка N 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона N 323-ФЗ и п. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от19.06.2012 N 608, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (далее - Положение о лицензировании), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ, Перечня, приведенного в приложении к Положению о лицензировании).

Требование о наличии у работодателя медицинской лицензии, в том числе, если предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводит медицинский работник, состоящий в штате работодателя, прямо установлено в п. 8 Порядка N 835н, который подлежит применению с 01.05.2015.

Отметим, что до вступления в силу указанной нормы вопрос о необходимости получения лицензии работодателем оставался спорным:
1) Наличие лицензии не требуется, если предрейсовые и послерейсовые осмотры проводятся медицинскими работниками самой организации, имеющими соответствующий сертификат. Такой вывод следует из п. п. 1.2, 1.4 Приложения N 2.

Аналогичная позиция отражена в:
  • Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 N 15АП-4951/2014.
  • Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10;
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 N А53-6995/2010;
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009;
  • Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2009 N Ф03-185/2009;
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43);
  • Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-5496/10-С1 (Определением ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-15270/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07.
2) Организация - работодатель должна иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, поскольку данные осмотры могут проводить только организации, имеющие лицензию. Предрейсовые и послерейсовые осмотры входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), которая подлежит лицензированию в силу пп. 46 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 22.12.2008 N Д05-5875).

Такая же позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29.
В случае проведения организациями медосмотров своих водителей штатными медицинскими сотрудниками при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность контролирующие органы, как правило, привлекают организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Результаты медицинского осмотра водителей заносятся в специальные журналы (журнал регистрации предрейсовых и журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров), в которых указывается следующая информация о работнике (п. 14 Порядка N 835н):
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований, указанных в п. 10 Порядка N 835н;
6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с п. 12 Порядка N 835н;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации