Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Правомерность переуступки прав требования и обязательств по Договору строительного подряда при строительстве объекта, принадлежащего государству при внебюджетном и бюджетном финансировании.

21.02.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Вопросы:

  1. Правомерность переуступки прав требования и обязательств по Договору строительного подряда при строительстве объекта, принадлежащего государству при внебюджетном и бюджетном финансировании.
  2. Необходимость государственной экспертизы сметной документации по капитальному строительству объектов, принадлежащих государству при внебюджетном и бюджетном финансировании.

Ответы:

1. Из информации, полученной от клиента по телефону, известно то, что заказчиком по договору строительного подряда выступает федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Академия при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС).   Договор с подрядчиком заключается на основании тендера. Работы финансируются за счёт средств федерального бюджета. Кроме того, формулировка, указанная в вопросе, «переуступка права требования» означает, в том числе и перемену лица (полностью) в договоре строительного подряда.
Учитывая полученную информацию, можно сделать вывод о том, что на отношения сторон по заключению договора строительного подряда, а также выполнению его условий в данном случае распространяется Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Закон № 94-ФЗ (ст.1) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Согласно ч. 6.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Таким образом, законодательством в сфере размещения заказов установлены нормы, запрещающие переуступку прав и обязанностей подрядчиков по заключённым государственным контрактам. На это указано и в Письмах Минэкономразвития России.  Однако необходимо отличать передачу подрядчиком по договору цессии права требовать долга (с Заказчика) третьему лицу и перемену подрядчика в государственном контракте с передачей не только его прав, но и обязанностей по контракту.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Информационного Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации», уступка права (требования) по обязательству, в котором уступающий требование кредитор является одновременно и лицом, обязанным перед должником, не влечёт перевод на цессионария соответствующих обязанностей цедента, цедент не освобождается от исполнения продолжающих лежать на нём обязанностей.
Судебная практика исходит из того, что переуступка подрядчиком (исполнителем) права требования долга по государственному контракту не означает уступку права исполнения государственного контракта. 
Обращаем внимание на то, что условие государственного контракта, согласно которому подрядчик вправе привлекать для исполнения контракта субподрядчиков с согласия заказчика, не противоречит ч. 6.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ (в этом случае замены стороны в договоре не происходит).

Что касается перемены заказчика в государственном контракте

На основании п. 6.6. ст. 9 Закона № 94-ФЗ в случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объёме и на тех же условиях. Судебная практика исходит из того, что из Закона № 94-ФЗ не усматривается то, что смена заказчика по государственному контракту должна быть оформлена двусторонним соглашением. Для смены заказчика достаточно вынесения распоряжения и уведомления об этом подрядчика.

ВЫВОДЫ:
1. При исполнении государственного контракта на выполнение строительных работ не допускается перемена подрядчика, не допустима передача всех прав и обязанностей подрядчика по договору третьему лицу. Однако допустима уступка подрядчиком третьему лицу (по договору цессии) права требования долга по оплате работ по такому государственному контракту.
2. Законодательство не запрещает подрядчикам по государственным контрактам привлекать субподрядчиков.
3. Закон № 94-ФЗ допускает замену Заказчика в государственном контракте, при этом согласия подрядчика на это не нужно. Достаточно его уведомить.


2. На основании подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов». Таким образом, сметная документация является составной частью проектной документации объектов капитального строительства, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В п. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены случаи, когда государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства.
В частности, государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; в отношении объектов для строительства, реконструкции, капитального ремонта которых не требуется получение разрешения на строительство и т.д.
Таким образом, проведение государственной экспертизы проектной документации обязательно не во всех случаях строительства объектов капитального строительства (п. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В соответствии с п. 9 ст. 49 ГрК РФ результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией).
Требования к содержанию раздела 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации,   предоставляемой на государственную экспертизу, содержатся в п.п. 28-32 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
Указанное Положение регламентирует порядок проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счёт средств федерального бюджета. Под «средствами федерального бюджета» в данном случае понимаются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета. В соответствии с п. 2 указанного Положения проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от:
а) необходимости получения разрешения на строительство;
б) обязательности подготовки проектной документации;
в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
На основании п. 3 указанного Положения проверка сметной стоимости может осуществляться:
а) одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
б) после проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий – если орган (организация), который проводил указанную экспертизу, и орган (организация), уполномоченный на проведение проверки сметной стоимости (далее – организации по проведению проверки сметной стоимости), не совпадают; 
в) без проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий – если подготовка проектной документации и её государственная экспертиза не являются обязательными.

ВЫВОДЫ:
1. В случае, когда финансирование строительства объектов капитального строительства осуществляется за счёт средств бюджета, сметная документация включается в состав проектной документации.
2. Проведение государственной экспертизы проектной документации не всегда обязательно (случаи, когда проведение государственной экспертизы не обязательно, указаны в ст. 49 ГрК РФ).
3. Однако обязательно или нет проведение государственной экспертизы, получение разрешения на строительство или составление самой проектной документации, в любом случае необходимо проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Такая проверка проводится либо во время государственной экспертизы, либо после проведения государственной экспертизы, а также если государственная экспертиза не проводилась. Иными словами, проведение государственной экспертизы проектной документации может и не быть обязательным с точки зрения ГрК РФ, однако проведение проверки достоверности сметной документации объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в любом случае обязательно. Обращаем внимание, требования о проведении проверки достоверности сметной документации применяются в случае, если объекты капитального строительства будут построены за счёт бюджетных средств.
4. Действие Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» в отношении объектов капитального ремонта не распространяется.

Руководитель Консультационного отдела                                                                                               Левенец Н.В.
 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации