Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Порядок уплаты НДС в бюджет при заключении договора на оказания услуг с иностранной организацией

16.12.2015
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Иностранное юридическое лицо (исполнитель), зарегистрированное в Республике Корея, заключило Договор с российской организацией (заказчиком) на оказание услуг по разработке проекта строительства сооружения. На территории РФ зарегистрировано представительство иностранной компании, основным видом деятельности которого является вспомогательная деятельность. Возникает вопрос, будет ли в этом случае российская организация выступить в качестве налогового агента или иностранная компания самостоятельно должна исполнить обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет РФ? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговые последствия по НДС при приобретении услуг зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг.

Порядок определения места реализации услуг в целях исчисления НДС установлен ст. 148 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых  услуг признается территория РФ, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории РФ.

К сведению! К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

По мнению УФНС Москвы конструкторские работы в части разработки инженерного объекта или технической системы, в том числе, на уровне чертежей или другой системы знаковых средств, рассматриваются для целей ст. 148 НК РФ как инжиниринговые услуги (письмо от 13.07.2009 N 16-15/071531).

Таким образом, с учетом позиции контролирующих органов, услуги по разработке проекта строительства сооружения подпадают под действие указанной нормы.

Следовательно, при оказании услуг по разработке проекта строительства сооружения, покупателем которых является лицо, находящееся на территории России, выручка от их реализации облагается НДС в соответствии с российским законодательством вне зависимости от места осуществления деятельности иностранной организации.

В рассматриваемой ситуации иностранная организация имеет на территории РФ представительство, основным видом деятельности которого является вспомогательная деятельность. Договор на исполнение услуг заключен непосредственно с иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации и зарегистрированной за пределами Российской Федерации.

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, регулирующих вопросы налогообложения, над внутренним налоговым законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Корея от 19.11.1992 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" (далее – Конвенция)  термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Следовательно, для признания деятельности, образующей постоянное представительство, необходимо, чтобы такая деятельность приносила предпринимательский доход.

Согласно пп. "e" п. 4 ст. 5 Конвенции использование постоянного места деятельности исключительно для любых видов деятельности подготовительного или вспомогательного характера не образует постоянного представительства предприятия.

Отметим, что гл. 21 «НДС» НК РФ не содержится понятия "постоянное представительство".

Следовательно, за разъяснением значения этого термина для целей исчисления НДС необходимо обратиться к п.1 ст.11 НК РФ.

Так, согласно п. 1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятие "постоянное представительство" приведено в ст.306 НК РФ.

К сведению! В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А40-16084/13 (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 06.11.2013), суд отметил: ст. 306 НК РФ не может быть применена, так как ст. 306 НК РФ определяет постоянное представительство для целей гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", в то время как правомерность налогообложения реализации услуг НДС регулируется нормами гл. 21 НК РФ.

На наш взгляд, норма ст. 11 НК РФ позволяет воспользоваться нормой, установленной ст. 306 НК РФ и определить приводит ли деятельность иностранной компании к образованию постоянного представительства на территории РФ или нет.

Отметим, что иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории РФ, вправе встать на налоговый учет или сняться с него (п. 1, 4, 5 ст. 83 НК РФ):

  • через аккредитованные филиал, представительство на основании сведений из госреестра;
  • иные обособленные подразделения на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) организации;
  • при приобретении в РФ в собственность недвижимости и имущества или транспортных средств.

Кроме того, филиалы и представительства иностранных организаций в целях налогообложения признаются самостоятельными налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, если отвечают нормам, установленными п. 1 ст. 143 и п. 2 ст. 11 НК РФ (Письмо ФНС России от 10.02.2014 N ГД-4-3/2149@).

Поскольку представительство осуществляет только вспомогательную деятельность (не ведет предпринимательскую деятельность на территории РФ) и договор заключен непосредственно с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (п. 1 ст. 161 НК РФ), то обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет РФ у представительства не возникает.

Следовательно, при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет российской организацией (налоговым агентом), приобретающей данные услуги у иностранного лица (ст.161 НК РФ).

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации