Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Плата за размещение отходов производства и потребления при вывозе мусора специализированными организациями

13.03.2015
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду в частности относится размещение отходов производства и потребления.

В п.3 ст.16 Закона N 7-ФЗ указано, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ.

Так Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 утверждён Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее Порядок).

Согласно Порядку за размещение отходов производства и потребления установлена плата, которая взимается с предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих данное размещение.

Положения об обязанности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов закреплены так же Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ).

Согласно ст.23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов производства и потребления взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с хозяйствующих субъектов независимо от того, какой режим налогообложения ими применяется.

Так, в Письме от 11.07.2007 N 03-11-04/3/262 Минфин России отметил, что организации и предприниматели, применяющие ЕНВД, уплачивают экологические платежи в общем порядке. А в Письме от 21.03.2007 N 03-06-06-04/1 Минфин России указывает на то, что плательщиками экологических платежей также являются плательщики, применяющие УСН.

В Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Однако возникает много споров по вопросу, кто является плательщиком платы за размещение отходов производства и потребления при заключении договора на вывоз мусора со специализированными организациями.

Так согласно разъяснениям  Ростехнадзора, которые были даны в письме от 23.12.2005 г. N СС-47/145, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются ГК РФ.
В случае если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).

Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов.

Указанное письмо доведено для сведения и использования в работе ФНС России письмом от 08.02.2006 г. N ГВ-6-21/132@.

На то, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов указано и в Информации Росприроднадзора "О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее Информация Росприроднадзора).

Таким образом, на основании  разъяснений Ростехнадзора и Информации Росприроднадзора плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В ранее действующей до 01.02.2015г.  редакции ст.4 Закон N 89-ФЗ было указано, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 09.12.2008 N 8672/08 так же указал, на то, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - производителей этих отходов. Оказание специализированной организацией услуг по размещению отходов не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты платежа.

Согласно ст.4 Закон N 89-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2015г. право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Так согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

При этом согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Так в Информации Росприроднадзора сообщается, что если со специализированной организацией был заключен договор о конечном размещении отходов, то в соответствии с таким договором контрагент (специализированная организация) принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет. В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а, следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет, остаются за хозяйствующим субъектом.

Однако ранее в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08 по делу N А32-330/2008-13/3-3АЖ был сделан иной вывод, согласно которому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно специализированная организация, в собственности (владении, пользовании) которой находятся предназначенные для размещения отходов объекты.

Следует отметить, что с момента вынесения этого Постановления Президиума ВАС РФ сложилась арбитражная судебная практика, которая придерживается его правовой позиции (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу №А12-14057/2011, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2010 по делу №А19-11853/09, Постановление ФАС Центрального округа от 03.02.2010 по делу №А23-1764/09А-11-67 и др.).

В то же время в практике судов общей юрисдикции отмечается, что наличие договора на оказание услуг по размещению отходов не освобождает субъекта хозяйственной деятельности, в результате которой образовались эти отходы, от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случаев, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, или когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов (Определение ВС РФ от 30.11.2010 N 78-Впр10-33).

В Информации Росприроднадзора так же указывается на то, что передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Таким образом, в случае если в договорах со специализированными организациями предусмотрено лишь оказание услуг по вывозу мусора, то  плательщиком будет являться хозяйствующий субъект собственник отходов.

В то же время обязанность по внесению платежа может быть урегулирована в рамках договорных отношений. На это Государственный комитет РФ по охране окружающей среды указывал в своём письме от 17.01.1997 N 14-07/32.

КС РФ так же пришел к выводу, что ввиду отсутствия нормативно-правового регулирования по вопросу определения плательщика за загрязнение окружающей среды, участникам гражданского оборота целесообразнее формулировать условия договора на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления таким образом, чтобы из его содержания однозначно следовало возложение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на ту или иную сторону этого договора (Постановление КС РФ от 05.03.2013 N 5-П).

Таким образом, в договорах на вывоз мусора  одновременно с обязанностью вывоза и размещения мусора можно предусмотреть для специализированной организации обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует отметить, что порядок уплаты платежа за негативное воздействие на окружающую среду не регулируется налоговым законодательством, потому как сбор не входит в общеустановленную систему налогов и сборов (ст.13, ст.14, ст.15 НК РФ).

Однако это не означает, что этот платеж можно не уплачивать. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 N 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344.

При этом следует учитывать, что за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность, в соответствии со ст.8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации