Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Ответственность за неуплату транспортного налога

29.10.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

1. В силу п. 1 ст. 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога регламентируется ст. 122 НК РФ.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму транспортного налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 ноября года налогового периода.

Следовательно, до дня получения налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога. (Письмо Минфина РФ от 27.08.2009 № 03-05-06-04/140)

Учитывая, что исчисление транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, обязанность по уплате указанного налога возникает у таких налогоплательщиков после получения ими налогового уведомления о подлежащей уплате в бюджет сумме транспортного налога. В случае неполучения физическим лицом указанного уведомления налоговый орган не вправе привлечь физическое лицо к ответственности за неуплату транспортного налога на основании ст. 122 НК РФ, поскольку в указанном случае обязанность по уплате налога не возникает.

Суды также говорят о том, что налогоплательщик не обязан уплачивать транспортный налог, если налоговыми органами не направлялись уведомления о его уплате. (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 06.08.2012 по делу № 33-2073)

При этом необходимо отметить, что физлица подлежат постановке на учёт в налоговых органах как по месту жительства, так и по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом сообщать о смене места жительства в налоговую инспекцию Вы не должны. Это должны сделать органы, осуществляющие регистрацию по месту жительства (п. 5 ст. 83 НК РФ). Соответственно, если Вы смените своё место жительства, а уведомления Вам будут высылаться на старый адрес, Вашей вины в этом не будет. 

Данную точку зрения поддерживают и суды. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2010 по делу № А56-9476/2010)

Налоговое уведомление направляется по усмотрению налогового органа одним из нижеследующих способов. Оно может быть:

  • передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (форматы и порядок передачи устанавливаются ФНС России). Это следует из п. 4 ст. 52 НК РФ.

При этом, в случае судебного спора по поводу неуплаты налога, налоговым инспекторам необходимо будет доказывать факт направления уведомления. 

Таким доказательством может служить, например:

  • расписка налогоплательщика, если уведомление вручалось лично; 
  • реестр заказной корреспонденции, опись документов, на которой имеется штамп отделения почтовой связи; квитанцией о принятии заказной корреспонденции отделением связи, если направлялось заказным отправлением. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2010 по делу № А56-9476/2010, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 № 15АП-7398/2011 по делу № А53-24356/2010)

2. Как уже было указано, согласно п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.  (п. 3 ст. 363 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 27.08.2010 № 03-05-06-02/81)

Таким образом, взыскать с Вас налог более чем за три последних года налоговые органы не вправе. (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.05.2012 № 33-5873/2012, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.02.2012 № 33-2558/2012, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 31.01.2012 № 33-1252/20)

Порядок судебного взыскания налога

Если всё же было налоговиками отправлено уведомление, а уплаты налога так и не последовало, то они должны направить ещё и требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в требовании.

Если и после направления требования не было уплаты налога, тогда налоговые органы вправе в судебном порядке взыскать неуплаченный налог

Для обращения в суд установлены определённые сроки, в зависимости от суммы задолженности по налогу.

Согласно абз. 2-4 п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. Закона № 324-ФЗ), если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчёте общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 1500 руб., налоговый (таможенный) орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1500 руб.

Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым (таможенным) органом при расчёте общей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1500 руб., налоговый (таможенный) орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока. Пропущенный срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, если он признаёт, что пропуск сроков был допущен по уважительной причине.

3. Отсутствие госрегистрации даже при доказанности факта владения незарегистрированным транспортным средством (в том числе нахождение его на балансе организации, получение транзитных номеров и т. п.) признаётся судами обстоятельством, освобождающим владельца транспортного средства от налогообложения. (Постановление ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548)

Ведь статьёй 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Таким образом, если транспортные средства не зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то они не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Контролирующие органы также не раз разъясняли, что налогоплательщик не уплачивает транспортный налог за те дни, когда транспортное средство имело транзитные номера (Письмо ФНС России от 01.09.2011 № ЗН-3-11/2995@, Письмо Минфина России от 03.07.2008 № 03-05-06-04/39)

Арбитражная практика также в этой ситуации на стороне налогоплательщика

Постановлением ФАС Московского округа от 24.06.2009 № КА-А40/4219-09 разъяснено, что если спорные транспортные средства не были зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ, не допускались к участию в дорожном движении, не воздействовали на состояние дорог общего пользования, в связи с чем не являлись объектом налогообложения, то транспортный налог с них не должен был уплачиваться 

Аналогичная точка зрения изложена в: Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548,  Постановлении ФАС Поволжского округа от 02.10.2007 № А72-6677/06-12/228, Постановлении ФАС Поволжского округа от 21.02.2008 № А55-7555/07, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу № А56-11858/2008, Постановлении ФАС Московского округа от 13.08.2009 № КА-А40/7549-09.

 

Консультант Левенец Н.В.

 

 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации