Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

О необходимости представления аудиторского заключения в органы статистики и налоговые органы вместе с годовой бухгалтерской отчетностью

30.04.2014
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
У налогоплательщиков-юридических лиц в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» большую обеспокоенность вызывает вопрос о необходимости представлять годовую бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. «Новый» закон о бухгалтерском учете не дает однозначного ответа. В настоящей статье попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-юридические лица обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон о бухучете, № 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет. Это означает, что представлять годовую бухгалтерскую отчетность (за исключением лиц, не обязанных вести бухгалтерский учет) должны абсолютно все налогоплательщики-юридические лица.

В соответствии с ч.1 ст.14 Закона о бухучете годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Согласно Информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности не входит в состав этой отчетности. Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон об аудите, № 307-ФЗ) под аудиторским заключением понимается официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Напомним, что по «старому» закону о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») аудиторское заключение входило в состав бухгалтерской отчетности (пп.г, ч.2 ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако с принятием Закона о бухучете № 402-ФЗ аудиторское заключение выведено из состава бухгалтерской отчетности. Таким образом, возникает закономерный вопрос – если аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, значит, его можно не представлять?

Считаем, что в указанном случае вопрос следует рассматривать с точки зрения наступления ответственности в случае не представления аудиторского заключения вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. В Письме Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 приводятся разъяснения в отношении ответственности налогоплательщиков по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), согласно которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ - влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. При этом Министерство финансов в своем Письме отмечает, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью. УФНС России по г. Москве подтверждает мнение Минфина, также указывая в своем Письме от 20.01.2014 № 16-15/003855, что налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщиков обязанность по представлению в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской отчетностью аудиторского заключения.

В тоже время считаем необходимым обратить внимание на следующее. В ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»), которое не отменено в связи с принятием Закона о бухучете № 402-ФЗ, указано, что аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту, а также, что итоговая часть аудиторского заключения должна прилагаться к бухгалтерской отчетности (п. п. 5, 41 ПБУ 4/99). При этом необходимо учитывать, что ПБУ 4/99 применяется до утверждения соответствующего федерального стандарта, а федеральные стандарты не должны противоречить Закону № 402-ФЗ, с 01.01.2013 аудиторское заключение не является частью бухгалтерской отчетности (ч. 15 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). В указанном случае важно учитывать юридическую силу названных выше документов. Так Закон о бухучете № 402-ФЗ по своему статусу является федеральным законом, а ПБУ 4/99 утверждено приказом Министерства финансов. Как известно, федеральные законы обладают большей юридической силой, чем приказы министерств и ведомств. Следовательно, при определении общего порядка следует ориентироваться на положения федерального закона.

Вместе с тем, несмотря на то, что аудиторское заключение не является частью бухгалтерской отчетности, обязательность проведения аудита для определенных организаций сохраняется. Напоминаем, что в соответствии со ст.5 Закона об аудите обязательный аудит проводится в случаях:
  • если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.
Кроме того организации (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации), для которых проведение аудита является обязательным, соответствии с ч.1 ст.18 Закона о бухучете представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

При представлении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ, п. 45 ПБУ 4/99), кроме того опубликование ими бухгалтерской (финансовой) отчетности должно осуществляться вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, обязанность представлять в орган статистики по месту государственной регистрации экземпляр годовой бухгалтерской отчетности вместе с аудиторским заключением возлагается на организации, для которых проведение аудита является обязательным (ч.1,2 ст.18 Закона о бухучете). В то же время не исключено, что налоговые органы могут запросить аудиторское заключение, в случае, если организация-налогоплательщик подлежит обязательному аудиту. Следовательно, во избежание рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов считаем целесообразным вместе с годовой бухгалтерской отчетностью организациям, для которых проведение аудита является обязательным, подавать и аудиторское заключение.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации