Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Налоговый учет общехозяйственных расходов: прямые или косвенные? Вариант учетной политики

16.11.2016
Специально для сайта http://www.audit4dk.ru

В отличие от бухгалтерского законодательства, глава 25 НК РФ не оперирует понятиями «общехозяйственные» либо «управленческие/коммерческие» расходы. Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

1) прямые;

2) косвенные. 

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. 

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, перечень расходов, которые могут быть квалифицированы в качестве прямых, является открытым. Соответственно, прямыми расходами могут быть признаны не только расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией, но и прочие расходы, указанные в статье 264 НК РФ.

	Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ (пункт 2 статьи 318 НК РФ).

Таким образом, принятая налогоплательщиком квалификация расходов предопределяет дальнейший порядок их учета при определении налоговой базы: - внереализационные расходы и расходы, определенные налогоплательщиком в качестве косвенных, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они понесены. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению относить косвенные и внереализационные расходы (полностью или частично) на остаток незавершенного производства;

- расходы, определенные налогоплательщиком в качестве прямых, учитываются для целей налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором признаны доходы от реализации соответствующих товаров (работ, услуг). Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (далее – НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Таким образом, исходя из буквального прочтения указанных норм, законодатель допускает применение разных способов распределения прямых расходов:

- те прямые расходы, которые непосредственно связаны с изготовлением конкретного вида продукции (либо с выполнением конкретного заказа), полностью включаются в себестоимость этой продукции в размере фактически понесенных затрат;

- те прямые расходы, которые невозможно отнести к производству конкретной продукции (выполненному заказу), распределяются между разными видами продукции (разными заказами) в соответствии с установленной методикой.

Исходя из вышесказанного, общехозяйственные расходы, учитываемые в бухгалтерском учете на счете 26, для целей налога на прибыль по выбору организации могут расцениваться и в качестве прямых, и в качестве косвенных. Если указанные расходы квалифицированы в качестве прямых, то их распределение между разными заказами и НЗП осуществляется согласно утвержденной организацией методике. В частности, в качестве показателя для распределения общехозяйственных расходов могут использоваться затраты на оплату труда основных производственных работников.

В частности, в учетную политику для целей налогообложения организация может включить пункты следующего содержания:

1. Учет прямых расходов осуществляется позаказно.

2. В составе прямых затрат учитываются расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг, выполнением работ, изготовлением  единицы готовой продукции, в том числе:

- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, непосредственно участвующих в оказании услуги (выполнении работы, изготовлении продукции);

- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей услуги (работ, продукции);

- другие аналогичные затраты.

Указанные затраты включаются в себестоимость конкретного заказа на основании первичных документов, содержащих шифр (код) соответствующего заказа.

3. В составе прямых расходов также учитываются затраты, отражаемые в бухгалтерском учете на счете 26:

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала;

- на содержание и амортизацию транспорта, зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;

- на услуги связи;

- на транспортные услуги;

- на коммунальные услуги;

- на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг;

- прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Данные затраты распределяются между заказами по окончании месяца пропорционально прямым затратам по оплате труда основных производственных работников, относящихся непосредственно к выполнению работ по конкретным заказам.

4. Под незавершенным производством (НЗП) понимаются не принятые заказчиками заказы.

НЗП на конец месяца оценивается по сумме прямых расходов, отнесенных на конкретный заказ.

Для распределения прямых расходов между заказами организацией используется налоговый регистр «Распределение прямых расходов на остаток НЗП и выпуск продукции».

В заключение отметим, что представители налоговых органов неоднократно разъясняли, что налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели (письма ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@, от 28.12.2010 № ШС-37-3/18723@, УФНС России по г. Москве от 03.09.2012 № 16-15/082396@).

В письме ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@ налоговая служба указала на необходимость доведения данной позиции до подведомственных налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

С учетом позиции ФНС России, риск налогового спора возникает в случае, если налогоплательщик минимизирует перечень прямых расходов, квалифицируя большинство затрат в качестве косвенных. В противоположной ситуации (квалификация большинства затрат организации в качестве прямых) налоговый спор маловероятен.

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации