Заполните форму






CAPTCHA

МСФО: азы для руководителя

06.03.2014
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
Чем полезна эта статья: автор в доступной форме раскрывает понятия «консолидированная отчётность» и «подконтрольные компании». В статье приводится перечень организаций, применение МСФО которыми обязательно, и разъясняется, каковы особенности применения МСФО в России.

Мы живём в эру знаменательных событий. Глобализация, рост экономических связей – всё большее количество компаний проходит процедуру IPO – все мы являемся свидетелями происходящих перемен и следим за тенденциями в экономике. Необходимость обеспечения сопоставимости данных различных компаний привело, в свою очередь, к необходимости стандартизировать подход к составлению финансовой отчётности. С этой целью с 1973 года разрабатываются и внедряются международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), применение которых позволяет более объективно оценить финансовое положение и инвестиционную привлекательность компаний, а также способствует достижению взаимопонимания в сфере экономики между разными странами.

Одно из наиболее значимых событий последних лет – МСФО – с 2012 года официально действуют в России. Кто обязан их применять? Как введение новых стандартов на территории Российской Федерации отразится на деятельности конкретной компании? С какими трудностями это может быть сопряжено и на что следует обратить внимание? Эти вопросы беспокоят многих руководителей, и в предлагаемой вашему вниманию статье мы постараемся на них ответить.

Чем определяются особенности применения МСФО в России?

Прежде всего, различиями учётных традиций и правоприменительной практики.
Во-первых, МСФО регулируют исключительно составление финансовой отчётности, тогда как российские стандарты бухгалтерского учёта (РСБУ) регулируют ещё и процесс ведения бухгалтерского учёта.
Во-вторых, российские стандарты тесно переплетены с законодательством РФ, в частности, с гражданским и налоговым законодательством. МСФО разрабатываются и принимаются Советом по Международным стандартам финансовой отчётности (IABS) вне связи с каким-либо национальным законодательством, что затрудняет их практическое применение российскими компаниями.
В-третьих, МСФО предназначены, прежде всего, для составления консолидированной отчётности, в то время как РСБУ регулируют составление бухгалтерской отчётности отдельного юридического лица.
В-четвёртых, применение МСФО основано, главным образом, на профессиональном суждении и понятии справедливой стоимости. В России на сегодняшний момент имеется небольшой опыт применения этих понятий. Кроме того, недостаточно
развиты активные рынки, необходимые для определения справедливой стоимости.
В-пятых, термины и словосочетания, используемые при построении текстов МСФО, не являются традиционными для российских нормативных актов.

С этим, в частности, связаны трудности перевода стандартов, возникающие при попытке донести их первоначальный смысл до сознания пользователя, обеспечить их понятность и практическое применение с помощью привычных для нас понятий и языковых конструкций.

Итак, в соответствии с Приказом Минфина России от 25.11.2011 ? 160н Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) применяются на территории России и являются обязательными для составления консолидированной отчётности. Данным приказом были введены в действие 63 документа МСФО, которые были необходимы для составления консолидированной отчётности за 2012 год.

Позднее Приказами Минфина России от 18.07.2012? 106н и от 31.10.2012 ? 143н были внесены дополнения и поправки в список действующих документов МСФО, которые обязательны к применению с 2013 года.

Таким образом, согласно действующей редакции Закона № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчётности» (далее – Закон № 208-ФЗ), начиная с отчётности за 2012 год составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчётность по МСФО обязаны:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах путём включения их в котировальный список (ст. 2 Закона 208-ФЗ).
Кроме того, если федеральными законами либо учредительными документами иных организаций предусмотрено составление, представление и публикация консолидированной отчётности, такие организации также подпадают под действие Закона № 208-ФЗ.

Что нужно знать о консолидированной отчётности?

Консолидированная финансовая отчётность – это отчётность группы компаний, представленной как единая хозяйственная организация. При этом группой компаний для целей МСФО называется материнская компания, её дочерние, зависимые, а также иные подконтрольные компании.

Под контролем в данном случае понимается право определять политику компании, способность применять свои полномочия для влияния на принимаемые решения и результаты деятельности. Очень важно отметить, что контроль может проявляться не только через обладание правами голоса (участие в уставном капитале другой организации), но и через категорию общей собственности, через полномочия, возникающие в результате договорных отношений или комбинации договоров, а также в силу определённых обстоятельств.

Например, показателями, свидетельствующими о способности осуществлять контроль, в частности, являются:

  • недоговорные полномочия назначать основной;
  • управленческий персонал компании;
  • недоговорные возможности побудить руководство компании осуществить существенные операции или наложить вето на такие операции;
  • возможность влиять на назначение членов руководящего органа или получать доверенности от остальных сторон, обладающих правом голоса;
  • высшее руководство или большинство членов руководящего органа подконтрольной организации являются связанными лицами компании, осуществляющей контроль (например, у них общий генеральный директор);
  • наличие «особых отношений» (например, основные руководители подконтрольной организации являются работниками или бывшими работниками компании, осуществляющей контроль);
  • экономическая зависимость. Следует отметить, что сама по себе экономическая зависимость полномочий не даёт. Однако, например, компания, занимающаяся переработкой редких минералов, может зависеть от своего главного (а иногда и единственного) поставщика. В то же время экономическая зависимость уступает по значимости приведённым выше показателям.
Согласно Закону № 208-ФЗ, организации должны представлять консолидированную отчётность участникам компании (акционерам) до проведения общего собрания участников, но не позднее 120 дней после окончания отчётного периода. То есть представление годовой консолидированной отчётности производится не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.

Годовая консолидированная отчётность подлежит обязательному аудиту. Кроме того, предусмотрена обязательная публикация консолидированной отчётности не позднее 30 дней со дня её представления.

Обратите внимание! Консолидированная финансовая отчётность организации формируется наряду с бухгалтерской отчётностью, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 ? 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (Закон № 402-ФЗ).

В ближайшее время планируется принятие мер для активизации применения МСФО российскими компаниями. Для остальных организаций, на которые действие Закона № 208-ФЗ не распространяется, переход на МСФО будет заключаться в следовании требованиям Закона № 402-ФЗ и применении обновлённых положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), реформацию которых предполагается завершить к 2015 году.

В настоящее время в системе российского учёта действует 24 ПБУ, многие из которых уже разработаны с учётом международных стандартов, а на сайте Минфина России в данный момент опубликованы проекты некоторых переработанных действующих ПБУ («Доходы организаций», «Учёт запасов») и абсолютно новых ПБУ («Учёт аренды», Учёт вознаграждения работников»). Как правило, практическое применение обновленных ПБУ вызывает много вопросов.

Главное отличие вновь утверждаемых ПБУ от ранее действовавших – смещение акцента в сторону оценочных значений, применения профессионального суждения. Основная сложность такого метода учёта для российских компаний состоит в изменении подхода к отражению в отчётности хозяйственных операций, поскольку большинство российских специалистов ориентировано на работу по чётким правилам в строгой привязке к первичным документам, а не исходя из принципов и требований.

Кроме того, налоговый учёт, который регламентируется Налоговым кодексом РФ, никто не отменял. Соответственно, остаются в силе и требования об экономической обоснованности расходов, и о подтверждении этих расходов документами, оформленными в соответствии с законодательством, и ряд других требований, которые характерны только для российского учёта.

Реальную помощь в вопросе применения МСФО и РСБУ оказывают аудиторские организации. Помимо рекомендаций, которые получает Клиент по результатам проведённого аудита или в порядке консультационной помощи, ЗАО «Что делать Аудит» ежегодно выпускает методические рекомендации из серии «Рецепты для главного бухгалтера», в которых в доступной форме освещаются положения действующих ПБУ, вызывающие наибольшее количество вопросов.
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации