Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

ГИТ в помощь – наводим порядок в кадровых делах

01.04.2014
Специально для сайта www.4dk-audit.ru
...о плановых выездных проверках Государственной инспекции по труду на соответствие соблюдения работодателем требований трудового законодательства.

Вы оказались в плане проверки трудовой инспекции…
Для многих работодателей-юридических лиц один этот факт вызывает большую обеспокоенность. Один из основных вопросов: какие документы могут запросить инспекторы для проверки, а также какие документы обязательно должны быть у работодателя. 

Правовое регулирование вопросов, связанных с проведением плановых проверок юридических лиц на предмет соблюдения трудового законодательства Российской Федерации обеспечивается следующими нормативными правовыми актами:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);
2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ);
3. Приказ Минтруда России от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее – Административный регламент);
4. Приказ Роструда от 28.10.2010 № 455 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Основные права и обязанности работодателя, возникающие в сфере трудовых правоотношений, предусмотрены в ст. 22 ТК РФ. Так, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров с работниками, обеспечивая тем самым соблюдение права работников на труд.

В свою очередь, проверку на соответствие действий (бездействий) юридических лиц требованиям закона осуществляют органы государственного или муниципального контроля (п.6 ст.2 Закона № 294-ФЗ). Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполняется непосредственно Рострудом и его территориальными органами (п.2 Административного регламента).

В соответствии с Законом № 294-ФЗ проверки бывают плановыми и внеплановыми. В свою очередь, плановая проверка может быть документарной или выездной.

В рассматриваемой ситуации в отношении юридического лица предполагается проведение плановой выездной проверки. 
Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности не чаще, чем один раз в три года (ч.2 ст.9 Закона № 294-ФЗ, пп.2 п.48 Административного регламента).

Предмет плановой выездной проверки (п.6 ст.360 ТК РФ, пп.4 п.48 Административного регламента):
- проверка сведений, содержащихся в документах юридического лица, а также соответствие их работников;
- проверка состояния используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств;
- производимые и реализуемые юридическим лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. 

Обратите внимание! Если в распоряжении не указан предмет проверки, то оно является недействительным. Кроме того, необходимо обратить внимание и на вопросы проверки, перечень проверяемых документов, т.к. инспектор труда не может выходить за рамки установленных вопросов, а также запрашивать документы, не относящиеся к проверке, т.е. не являющиеся объектом проверки (пп.3 ст.15 Закона № 294-ФЗ).

Считаем особенно важным отметить, что  плановая выездная проверка не может проводиться во время отсутствия руководителя организации (иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица) (пп.2 ст.15 Закона № 294-ФЗ).

Итак, учитывая тот факт, что в указанном случае плановая выездная проверка будет проводиться на предмет соблюдения законодательства РФ в сфере труда, рассмотрим, какие документы, могут запросить проверяющие. Еще раз отметим, что конкретный перечень таких документов будет указан в копии распоряжения о начале проведения плановой проверки, которое будет направлено Вам не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Считаем необходимым отметить, что в целях регулирования трудовых правоотношений работодатели принимают внутренние документы организации, соответствующие нормам трудового законодательства и уставу организации, т.е. «локальные нормативные акты» (далее – ЛНА). Условно локальные нормативные акты можно разделить на «обязательные» и «факультативные» (работодатель вправе, но не обязан издавать их).

При этом законодательством Российской Федерации не определен единый перечень обязательных к наличию в организациях документов, фиксирующих различные аспекты трудовых отношений работника и работодателя. В то же время в  различных нормативных правовых актах содержится упоминание о необходимости формирования отдельных ЛНА, ведения тех или иных журналов, издания приказов и других документов, а также соблюдения сроков их хранения в организации.

Представляется, что при проведении плановой выездной проверки к рассмотрению на соответствие нормам трудового законодательства будут запрошены именно обязательные к наличию в организациях ЛНА и журналы. В таблице ниже рассмотрим перечень указанных документов, журналов и основания, по которым они считаются обязательными.

4.jpg

Таким образом, документы, приведенные в таблице, обязательно должны быть у каждого работодателя–юридического лица. При плановой выездной проверке, вероятнее всего, Государственная инспекция по труду запросит именно их.

Кроме того, напоминаем, что ответственность за нарушение законодательства в сфере труда предусмотрена ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации