Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

«Финансовая газета» №23/2012

03.07.2012
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Гражданско-правовые отношения

Согласно определению, установленному п. 11 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ, под социальной рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления

Основанием для размещения социальной рекламы является гражданско-правовой договор (например, договор оказания услуг), заключённый между рекламораспространителем и рекламодателем, которыми могут являться вышеперечисленные лица.

При этом в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах

Эти ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. 

В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5 % годового объёма распространяемой им рекламы (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе»).

При этом возможна ситуация, когда в отсутствие заказов на социальную рекламу, рекламораспространитель самостоятельно осуществляет её размещение на своих площадях. 

(Однако, обратите внимание, что  № 38-ФЗ не обязывает рекламораспространителя самостоятельно выступать в качестве рекламодателя социальной рекламы в случае отсутствия предложений о заключении договоров от иных рекламодателей. 

И привлекать рекламораспространителя к административной ответственности при отсутствии заказов на социальную рекламу неправомерно).

Бухгалтерский учёт

Исходя из всего вышеизложенного, существуют два варианта размещения социальной рекламы:

1. В связи с выполнением обязательного требования о размещении социальной рекламы согласно договору на социальную рекламу, заключённому в соответствии с требованиями требованиям Закона «О рекламе» с заказчиком социальной рекламы:

2. Самостоятельное размещение бесплатной рекламы в отсутствии заказов на  социальную рекламу.

Соответственно, существует два варианта отражения в учёте операций по размещению бесплатной рекламы:

1. Если социальная реклама размещается в результате выполнения заказа на социальную рекламу, то расходы, связанные с распространением социальной рекламы, организация учитывает в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждённого Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Затраты организации на изготовление и размещение социальной рекламы отражаются в данном случае по дебету счёта 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счетов учёта расчётов по оплате труда, по социальному страхованию, расчётов с подрядчиками.

Выручка от оказания услуг отражается в качестве дохода по обычным видам деятельности по кредиту счёта 90 «Продажи», субсчёт 90-1 «Выручка», в корреспонденции с дебетом счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (п. п. 5, 6, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций).

2. Если изготовление и размещение бесплатной рекламы организация-рекламораспространитель осуществляет при отсутствии заказчиков на социальную рекламу, то  расходы, связанные с её распространением организация учитывает в составе прочих расходов согласно п. п. 7, 16 Положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Затраты организации отражаются при этом по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счетов учёта расчётов по оплате труда, социальному страхованию, расчётов с подрядчиками (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённая Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Налог на прибыль организаций

По мнению Минфина РФ, расходы на изготовление и размещение социальной рекламы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо Минфина России от 26.12.2008 № 03-03-05/187).

Аргументы при этом не приводятся. Видимо, чиновники считают, что данные расходы не могут быть связаны с деятельностью организации и не направлены на получение дохода.

Однако, в скором времени, такой подход все же изменится в лучшую сторону.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ дополнен пп. 48.4, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Указанные в настоящем подпункте расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. Закона № 235-ФЗ).

Указанным подпунктом установлены требования:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Установленные требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Закон № 235-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете», № 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признаётся календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).

Следовательно, указанные изменения в п. 1 ст. 264 НК РФ вступают в силу с 1 января 2012 г.

НДС

До 1 октября услуги по размещению социальной рекламы следовало признавать налогооблагаемыми.

Однако, в соответствии с пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 235-ФЗ п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 32, согласно которому не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по безвозмездному оказанию услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Указанные операции не подлежат обложению НДС при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:

в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд;

в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более 3 секунд и такому упоминанию отведено не более 7 процентов площади кадра;

в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5 процентов рекламной площади (пространства).

Как уже было указано, Закон № 235-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете», № 159, 22.07.2011) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 3 Закона № 235-ФЗ установлен иной срок вступления их в силу (ч. 1 ст. 3 Закона № 235-ФЗ).

Налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Следовательно, указанные изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Таким образом, начиная с 1 октября 2011 года услуги по размещению социальной рекламы (соответствующей определению социальной рекламы в Законе «О рекламе») являются необлагаемыми с точки зрения НДС.

 При этом обратите внимание, что в этом случае Вы одновременно осуществляете операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, соответственно, обязаны вести раздельный учёт таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ нужно также раздельно учитывать суммы «входного» НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях.

Согласно указанной норме Кодекса при отсутствии у налогоплательщика раздельного учёта суммы НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включаются.

Отметим, что гл. 21 НК РФ не устанавливает конкретный порядок ведения раздельного учёта. Поэтому Вы вправе самостоятельно определить методику ведения такого учёта и закрепить его в своей учётной политике.

Согласно абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не вести раздельный учёт в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % общей величины совокупных расходов на производство.

Применение ПБУ 18/02

Расходы на распространение социальной рекламы, осуществленные организацией в текущем году, признаются в бухгалтерском учёте, но не учитываются в целях налогообложения прибыли. В результате этого в сумме названных расходов возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утверждённого Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

 

Наталья В. Левенец, 

Руководитель консультационного отдела «Что делать Аудит»

 

 

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации