Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

Демонтаж старого кабеля. Бухгалтерский и налоговый учет.

19.06.2015
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

В ходе проведения строительных работ по укладке нового кабеля был демонтирован старый кабель, содержащий цветные металлы. Согласно действующему законодательству пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов подлежат сдачи специализированной организации.

Возникает вопрос, чем является имущество, полученное в ходе демонтажа старого кабеля, содержащего цветные металлы потерявшего свои потребительские свойства и не пригодного к дальнейшей эксплуатации?

На наш взгляд, указанное имущество можно отнести к лому (отходам) цветных металлов.

Данный вывод основан на следующем.

Бухгалтерское и налоговое законодательство не раскрывает нам понятия лома (отходов) цветных металлов.

В силу п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

С учетом этого положения в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон N 89-ФЗ), согласно которому лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Следовательно, имущество (старый кабель), пришедшее в негодность или утратившее свои потребительские свойства, относится к лому (отходам) цветных металлов.

Бухгалтерский учет. Полученный в результате демонтажа старого кабеля лом цветных металлов следует, включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ) организации и принять к учету по фактической себестоимости, которой будет являться текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету (п. п. 2, 5, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, далее - ПБУ 5/01).

 Под текущей рыночной стоимостью лома цветных металлов понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате его продажи (п. п. 5, 9 ПБУ 5/01, п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее – Методические указания).

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества. Данные о рыночной цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем (п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее - Положение).

Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:

- или справкой (актом), составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);

- или отчетом независимого оценщика.

Следовательно, на дату оформления первичного документа (справки, акта и пр.), организации необходимо сделать следующие проводки:

1. Принятие к учету лома цветных металлов, полученных в результате демонтажа старого кабеля (п. 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), Инструкция по применению Плана счетов):

Дт 10 "Материалы", субсчет 10-6 "Прочие материалы" Кт 91, субсчет 91-1 "Прочие доходы".

2. На дату реализации специализированной организации лома (отходов) цветных металлов признается прочий доход в сумме, установленной договором купли-продажи, что отражается записью по (п. п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99о Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов):

Дт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кт 91"Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".  

Одновременно фактическая себестоимость лома цветных металлов формирует финансовый результат деятельности организации текущего отчетного периода в качестве прочего расхода (п. п. 11, 16, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов):

 Дт 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы" Кт 10, субсчет 10-6

3. При поступлении денежных средств от продажи лома цветных металлов:

Дт 51 "Расчетные счета" Кт 62 (Инструкция по применению Плана счетов).

 

Налог на прибыль. Существует норма, при которой стоимость материалов и оборудования, полученного при разборке основных средств, признается внереализационным доходом (п. 13 ст. 250 НК РФ).

Однако включение в состав доходов стоимости МПЗ, выявленных в результате проведения строительных работ (демонтажа старого кабеля) нормами гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрено. В связи с этим возникает вопрос: увеличивает ли налоговую базу по налогу на прибыль стоимость материалов, полученных при разборке старого кабеля, не являющегося основным средством организации?

На наш взгляд, поскольку перечень внереализационных доходов является открытым, стоимость МПЗ, полученных при демонтаже или разборке имущества, которое не является основным средством, включается в состав внереализационных доходов с учетом положений п. 5 ст. 274 НК РФ (Письма Минфина России от 06.04.2010 N 03-03-06/1/234, от 26.03.2010 N 03-03-06/1/199, от 21.10.2009 N 03-03-05/188, ФНС России от 23.11.2009 N 3-2-13/227@). Такой доход нужно признать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором выявили МПЗ (пп. 1, 8 п. 4 ст. 271 и п. 2 ст. 273 НК РФ).

По схожему вопросу есть ряд писем контролирующих органов. Позиция, высказанная в этих письмах, со временем менялась. Поэтому вопрос о признании в доходах стоимости МПЗ, полученных при демонтаже или разборке имущества, которое не является ОС, является спорным и в связи с этим существует две точки зрения.

Так, например, в своем письме от 19.04.2010 N 03-03-06/1/277 Минфин России разъяснил: стоимость материалов, полученных в результате ликвидации объекта незавершенного строительства, должна включаться в состав внереализационных доходов. Это обусловлено нормой п. 13 ст. 250 НК РФ, а также тем, что перечень внереализационных доходов, установленный НК РФ, не является исчерпывающим (абз. 1 ст. 250 НК РФ), при этом исключение указанных доходов из налоговой базы ст. 251 НК РФ не предусмотрено.

При этом ранее Минфин России придерживался позиции, что дохода в виде стоимости материалов полученных при ликвидации недостроенного объекта у организации не возникает (Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/261). Существует также судебная практика, поддерживающая такую точку зрения (Постановления ФАС Московского округа от 13.04.2011 N КА-А40/1689-11 по делу N А40-59214/10-35-324, от 09.08.2011 N КА-А40/8328-11 по делу N А40-61747/10-76-239).

На основании изложенного, считаем, что для целей налогообложения прибыли рыночная стоимость МПЗ, будет определяться так же, как и в бухгалтерском учете (п. 13 ст. 250, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). А доход в виде полученного в результате демонтажа старого кабеля (лома (отходов) цветных металлов) - признаваться на дату составления акта, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). На дату передачи лома цветных металлов специализированной компании организация признает выручку от реализации на основании п. 1 ст. 249 НК РФ.

На стоимость реализованного лома цветных металлов, определяемую как сумма признанного при его принятии к учету внереализационного дохода, уменьшится доход организации (пп. 2 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Документом, служащим основанием для отражения в налоговом учете организации выручки, является акт по форме, установленной п. 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила).

К сведению! Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. N 370 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (далее - Постановление N 370).

На основании п. 11 Правил «Прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию».

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации