Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Публикации, статьи, актуальные консультации

C какого периода должен уплачиваться налог на имущество во вновь построенном объекте, рассчитанный от кадастровой стоимости объекта?

02.09.2016
Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Из анализа положений п.п. 1 п. 7, п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – «НК РФ») следует, что  включение объектов недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – «Перечень») осуществляется единовременно до 1-го числа очередного налогового периода. Не размещение Перечня на очередной налоговый период в срок, установленный п. 7 ст. 378.2  НК РФ, а также отсутствие объектов в Перечне на текущий налоговый период, влечет исчисление суммы налога и авансовых платежей за этот налоговый период в отношении указанных объектов без учета положений ст. 378.2 НК РФ, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779).

При этом какого-либо механизма дополнения и/или исключения каких-либо объектов недвижимости из утвержденного Перечня действующее налоговое законодательство не предусматривает. В Письмах Минфина России от 01.09.2014 № 03-05-04-01/43535, от 06.08.2014 № 03-05-04-01/38983 отмечено только то, что Перечень носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, внесение изменений в течение налогового периода в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов, законодательно не предусматривается. Данный вывод также подтверждается позицией налоговых органов, изложенной в Письмах ФНС России от 21.12.2015 № БС-4-11/22349, от 16.10.2015 № БС-4-11/18050@, от 28.04.2015 N БС-4-11/7315.

Вместе с тем, согласно официальной позиции налоговых органов, ошибочно включенные в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень, должны быть исключены из Перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным опубликованием соответствующей информации (Письмо ФНС России от 09.02.2015 N БС-4-11/1799).

При этом необходимо отметить, что, как подтверждается официальной позицией Минфина России, законодательно не предусмотрена обязанность информирования налогоплательщиком налогового или иного органа о наличии у него имущества, отвечающего критериям для расчета налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого имущества и не включенного в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором оно было выявлено, для целей их включения в Перечень очередной налоговый период, в связи с чем наличие у налогоплательщика такого имущества при его отсутствии в Перечне не требует уплаты налога исходя из кадастровой стоимости такого имущества (Письмо от 17.06.2015 N 03-05-05-01/35000).

Кроме того, существует судебная практика, при которой уполномоченные госорганы при наличии у них информации об объектах недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в ситуации, когда остаточная стоимость имущества значительно превышала их кадастровую стоимость, не включали такое имущество в Перечень на очередной налоговый период. Указанные бездействия уполномоченных госорганов успешно оспаривались налогоплательщиками (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу № А41-17527/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.01.2016 по делу N А56-7156/2015).

На основании вышеизложенного, мы полагаем, что в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, которые были поставлены на кадастровый учет позднее первого числа 2016 года, в связи с чем не были включены в вышеназванный Перечень на 2016 год, налоговая база по налогу на имущество организаций за 2016 год определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость такого имущества. При этом обязанность  по формированию Перечня на очередной налоговый период, в том числе по выявлению новых объектов недвижимого имущества, не включенных в ранее утвержденный перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, в котором такие объекты были выявлены, возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Минимущество Московской области), у налогоплательщика обязанность по информированию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации/налогового органа отсутствует. Следует учитывать также, что налогоплательщик вправе оспорить не включение объектов недвижимого имущества в Перечень, в случае, если остаточная стоимость имущества превысит данные кадастровой оценки такого имущества.

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов. За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации