Заполните форму






CAPTCHA
Что делать Аудит
Аудиторская компания
Новости

Создание и управление деятельностью юридических лиц по-новому

Что готовит нам новый пакет поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации?

Государственная Дума во втором чтении 23 апреля 2014 года приняла поправки к главе 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по вопросам создания, управления деятельностью и ликвидации юридических лиц.
Изменения претерпит само понятие юридического лица (ст.48 ГК РФ), так, согласно проекту Федерального закона юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. При этом для упрощения процедуры регистрации юридических лиц в ГК РФ будет введено положение о едином учредительном документе, которым будет являться устав. Для упрощения государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом.
Проектом установлено, что учредители (участники) юридического лица вправе также утвердить внутренний регламент (иные внутренние документы) юридического лица, не являющийся учредительным документом. В таком внутреннем регламенте (внутренних документах) юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие уставу юридического лица.

Отметим, что из законопроекта исключены нормы о закрытых акционерных обществах и об обществах с дополнительной ответственностью. Предусматривается введение понятия «корпоративные и унитарные юридические лица». Итак, юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, а также публично-правовые компании.

Проектом предусмотрено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут быть созданы в одной из организационно-правовых форм - некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций. К некоммерческим корпорациям законодатель отнес потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества; казачьи общества; общины коренных малочисленных народов. К некоммерческим унитарным организациям законодатель отнес общественные, благотворительные и иные фонды; государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения; автономные некоммерческие организации; религиозные организации; публично-правовые компании. Кроме того для материального обеспечения основной деятельности некоммерческие организации могут осуществлять иную, приносящую им доход деятельность, направления которой определены в их уставах и соответствуют целям их создания и их основной деятельности. При этом некоммерческая организация, за исключением казенного учреждения, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Законопроектом сохранен действующий статус совета директоров в публичных компаниях. Кроме того допускается возможность вхождения в состав совета директоров лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа. Нормы о размерах уставного капитала будут исключены из ГК РФ, но указанный вопрос будет регулироваться законами об обществах с ограниченной ответственностью и об акционерных обществах.

Вводятся понятия публичных и непубличных акционерных обществ. Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Если акционерное общество не отвечает указанным признакам, оно будет считаться непубличным.

Законопроектом предприняты меры в отношении борьбы с «фирмами-однодневками», так уточняется понятие «недействующее юридическое лицо». Таковым будет признано юридическое лицо, не представлявшее в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, а также, если за указанный период оно не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, такое юридическое лицо будет признано фактически прекратившим свою деятельность. Как следствие оно может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц.

Все публикации